Светографика вокруг нас. Графика, светографика и фотография часть первая.

Эта серия статей посвящена способам формирования графических изображений с помощью разнообразных источников света применяемых в фотографической практике.

Слово фотография в переводе с греческого означает рисование светом. В России вначале этот вид искусства назывался светопись. Графика является составной частью изобразительного искусства, хотя возникла самой первой.  Согласно устоявшимся определениям, графика это искусство изображения окружающего с помощью линий штрихов точек и пятен. Отличительной особенностью графики является изображение общей формы предметов, игнорирование мелких деталей, сглаживание поверхностей и ограниченное применение цвета. Все это применяется при создании рисунка на бумаге. Аналогичного результата можно добиться и в цифровой фотографии путем преобразования изображения с помощью специальных эффектов в программах обработки типа «Фотошоп».
   В отличие от графики, светографика предполагает получение графического изображения путем специальных приемов освещения предметов и фиксации изображения на фотопленке или цифровой матрице фотокамеры. В этом случае для рисования светом используется знание законов оптики,  законов распространения света, технических возможностей камеры и применение вспомогательных приспособлений.
   Прежде чем перейти к описанию приемов светографики в фотографии рассмотрим где в обычной жизни активно применяется техника рисования светом.


   Самым привычным и наглядным примером светографики является художественное освещение улиц и архитектурных объектов. Художественное освещение архитектурных объектов началось в двадцатые годы девятнадцатого века в США когда началось массовое строительство небоскребов и возникла необходимость подсветки фасадов зданий и размещения световой рекламы. То же самое происходило и в Европе по мере распространения массовой электрификации городов. В тридцатые годы уже разрабатываются теоретические и практические рекомендации по способам и технике архитектурного освещения.
Появляются термины: архитектурное освещение, архитектурная подсветка фасадное освещение, светодизайн. Самое главное появляется профессия светодизайнер.
 Современный светодизайн стал искусством, включающим в себя как технические, достижения в области светотехники, так и компьютерные технологии для моделирования конечного вида освещенного здания. В области светодизайна появляется свои устоявшиеся способы освещения. К ним относится: акцентное, фоновое, заливающее и динамическое освещение.
 В настоящее время светодизайн стал очень сильно востребован, поэтому существует множество фирм, которые занимаются разработкой и созданием подсветки и освещения как огромных зданий и памятников, так и дачных участков.
В качестве примера освещения улиц приведем следующий снимок.

Тверская

Тверская улица: доходные дома Логуновой-Чижовых и Дом под юбкой

 Данный снимок иллюстрирует характерные приемы освещения. Отметим некоторые особенности. Считается что градиентная подсветка стен позволяет выделить вертикальную перспективу здания, а боковая подсветка позволяет сделать объемными выступающие элементы декора стен. Подсветка карнизов и дополнительных построек позволяет разделить этажи здания на пояса, выделить крышу и дополнительные архитектурные элементы на фоне темного неба.
Применение источников света с разной цветовой температурой позволяет придавать воздушность, хрупкость и загадочность привычным постройкам.

Ресторан Пушкин

Тверской бульвар ресторан «Пушкинъ»

  На следующем снимке с помощью светодиодных гирлянд холодного белого света создается ощущение ледяных, замороженных стен.  С помощью источников градиентного теплого света выделяются оконные проемы, подчеркиваются геометрические особенности конструкции здания и придается иллюзия живого теплого огня внутри здания.
Нельзя не упомянуть еще одну разновидность светового дизайна это световые постановки и фестивали света. В рамках подобных мероприятий создаются световые инсталляции использующие городские здания и дополнительные конструкции, придающие сказочный вид привычным улицам.

Столешников переулок

Столешников переулок фестиваль «Рождественский свет»

  Следующая область, где активно используются методы рисования светом, это сценическое освещение, которое включает в себя как театральное освещение, так и концертное световое шоу.
Сценическое освещение возникло одновременно с возникновением театральных постановок. Первоначально оно было естественным, поскольку представления происходили при свете дня. Позже, до тех пор пока представления происходили на открытых площадках, в вечернее время использовались факелы и костры. С появлением специально построенных для театральных постановок зданий и театральной сцены возникает необходимость в специальном театральном освещении, которое становится равноправным компонентом театральной постановки, таким же, как музыка, костюмы, декорации и игра актеров.

  В отличие от архитектурного освещения, для которого характерно освещение крупных, протяженных поверхностей, в театральном освещении стоит несколько задач. Во-первых освещение декораций и интерьера. Это статическое освещение и его реализация аналогична архитектурному.

Спектакль Московского драматического театра имени А.С.Пушкина – «Женитьба Фигаро»

Спектакль Московского драматического театра имени А.С.Пушкина – «Женитьба Фигаро»

   Во вторых освещение актеров в процессе действия спектакля. Эта задача другого плана. Нужно так осветить актеров, чтобы они не выглядели плоскими и невыразительными и страшными. Кроме того, известно, что цвет освещения влияет на психологическое восприятие человека, поэтому можно с помощью окраски источников освещения влиять на состояние зрителя.
Например красные тона вызывают к у некоторых зрителей ощущение страха и опасности. Существует целая теория воздействия цвета которую обязательно изучают и используют дизайнеры при создании интерьеров и художники при создании картин.

Московского драматического театра имени А.С.Пушкина – «Одолжите тенора!»

Спектакль Московского драматического театра имени А.С.Пушкина – «Одолжите тенора!»

  В процессе действия спектакля меняются мизансцены и декорации, поэтому периодически должно меняться и освещение. Для этой цели в сценическом освещении используют три основных типа осветительных приборов. Это приборы для создания световых эффектов, приборы точечного света и приборы размытого света. Главное, что объединяет эти типы осветителей, это то что всеми приборами можно управлять дистанционно. Управление производится с помощью специальных устройств называемых DMX контроллерами, которые осуществляют связь между персональным компьютером линиями связи и световым оборудованием. С помощью такого контроллера можно записать конфигурацию всех эффектов освещения в данной сцене на внешнюю память, а потом в нужный момент воспроизвести их.
Все эффекты освещения, порядок применения осветительных приборов во время действия разных сцен спектакля все это разрабатывается в процессе постановки спектакля и записывается в специальной партитуре. Эта партитура в виде программы заводится в компьютер который используется для управления спектаклем.
Если, находясь в театральном зале, внимательно оглядеться вокруг, то увидим посреди зала закуток в котором находятся непонятные пульты с большим количеством кнопок и движков, компьютеры и куча проводов и бумажек. Это есть рабочее место помощника режиссера — человека, который является «главным дирижером всего спектакля». С помощью пультов помощник режиссера осуществляет управление звуком, светом, звуковыми и световыми эффектами и всем спектаклем. Как правило, за каждым спектаклем закреплен  один помощник режиссера, который следит за ходом действия и отвечает все эффекты.

Режиссерский пульт в театре «Театриум на Серпуховке»

Режиссерский пульт в театре «Театриум на Серпуховке»

  Если в перерыве спектакля взглянуть на пульт, то можно обнаружить на нем текст пьесы, с указаниями когда на какой сцене или какой реплике актеров должен быть включен нужный звуковой или световой эффект, а где-нибудь на видном месте указан телефон дежурного помощника режиссера на случай если с ведущему помощнику нужно срочно отлучиться.

Пульт

  Подобные рабочие места существую на всех современных массовых зрелищах. Разница только в масштабах этого зрелища, размера помещения и количестве управляемых устройств. Например в Московском Цирке для этого выделено огромное помещение из которого можно управлять не только светом и звуком, но и всеми механическими устройствами. Особенность циркового освещения в том, что основное действие происходит на арене диаметром 13 метров, а также над ней. Нужно иметь возможность осветить любую точку в пространстве зала и при необходимости обеспечить бестеневое и объемное освещение артистов и животных на арене, не ослепить их при этом.

Дрессировщики бегемотов Тофик и Людмила Ахундовы.

Дрессировщики бегемотов Тофик и Людмила Ахундовы.

     Все это приводит к тому, что световое оборудование стало важнейшей частью любого массового развлекательного мероприятия. Чем крупнее массовое зрелище, тем большее количество разнообразной осветительной и звуковой техники, использующей самые современные достижения электроники требуется для создания качественного шоу. Так что скромный пульт помощника режиссера превращается в огромную студию, похожую на зал управления космическим аппаратом.
Если вспомнить что кинематограф вышел из фотографии, а телевидение пришло на смену кинематографу, то можно сказать что телевидение прямой наследник фотографии. Именно поэтому многие приемы и способы получения качественного изображения одинаковы в обоих случаях тем более, что в основе записи и передачи изображения используются одинаковые физические принципы, одинаковые матрицы и оптические объективы.

Диана Анкудинова и Игорь Крутой в передаче «Ты Супер»

Диана Анкудинова и Игорь Крутой в передаче «Ты Супер»

   В отличие от театральных спектаклей, которые можно смотреть только здесь и сейчас, телевизионные шоу собираются из записей отдельных номеров которые, не обязательно записываются одновременно. В связи с этим для каждого шоу строится студия, которая позволяет не только воссоздавать одинаковые условия съемки в нужное время, но и экспериментировать с освещением и спецэффектами. Наличие проекционных экранов в качестве фона и большого количества телекамер, работающих одновременно позволяет после монтажа получить изображения в разных ракурсах, что значительно усиливает эмоциональное воздействие при просмотре телевизионного шоу.
Таким образом наиболее массовым примером использования световых эффектов для увеличения воздействия на зрителя являются разного рода шоу: цирковые, концертные, световые. В таких шоу задействовано огромное количество управляемых источников света, световых экранов, цветовых эффектов.
Выводы:
 Вместе с цифровой революцией светографика прочно вошла в нашу жизнь, расширяя границы визуального искусства. Новые источники света позволили применить новые способы архитектурного освещения. Появились новые организации, которые занимаются компьютерным моделированием и проектированием освещения архитектурных сооружений и даже частных зданий, а также новые специальности, например светодизайнер.
 Современное театральное освещение выполняет несколько задач включая в себя освещение декораций, освещении сцены в процессе спектакля, создание спецэффектов, а также осуществляет психоэмоциональное воздействие путем использования цветного освещения. Все это осуществляется с помощью программно аппаратного комплекса, который управляется помощником режиссера.
Наиболее сложными и технически оснащенными являются телешоу, в которых для усиления впечатлений могут использоваться проекционные экраны, а также световые, дымовые, шумовые и пиротехнические эффекты.
При рассмотрении светографики в фотографии возьмем на вооружение те приемы, которые уже используются в других видах визуального искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.