Бюджетная фотография вчера, сегодня, завтра. Краткая история.

В этой серии статей рассмотрим историю развития бюджетной фотографии. В первой части рассмотрим как возникла бытовая фотография, и в частности любительский средний формат.

            Часть первая « эпоха среднего формата».

            Как начиналась бюджетная фотография? Слово бюджет берет свое происхождение от французского слова «bougette» которым называли небольшой кожаный мешочек на поясе. В этом мешочке держали мелкие монеты для текущих расходов. Задача успешного продавца заставить обывателя потратить бюджет на свой товар. Для производителей забраться в бюджет покупателя это значит предложить товар от которого тот не откажется. Посмотрим как это происходило в фотографии.

Основоположником бюджетной фотографии можно считать Джорджа Истмана, который был американским изобретателем, предпринимателем и успешным бизнесменом. Его история является классическим примером когда любознательность, предприимчивость и хорошие организаторские способности стали главными составляющими для создания успешного бизнеса. Итогом стало создание фирмы «Истман Кодак». Все началось в 1877 году, когда правительство США планировало выкупить земли вокруг Саманы-залива у побережья Доминиканской республики для создания там военно-морской базы. Джордж Истман со своим коллегой планировал туда поехать для того, чтобы оценить возможности скупки и перепродажи земель рядом с этим местом. Для поездки он приобрел фотокамеру и все что к ней полагалось.

В то время основным способом получения фоточувствительных пластинок для фотографий являлся мокро коллодионный процесс, который заключался в том что стеклянную пластину поливали фотоэмульсией и сушили в темноте. После этого устанавливали в фотоаппарат и экспонировали пластинку. Следующими операциями были проявка, фиксирование и сушка. Все это можно было проводить только в месте съемки. Поэтому на съемку приходилось приносить с собой фотолабораторию с набором посуды, воды и химикатов, а также палатку, поскольку все операции кроме фотосъемки производились в темноте.

К этому времени фотопластинки уже имели стандартные размеры, под которые проектировались фотокамеры. Основным размером был базовый формат который назывался «целой пластинкой». Этот формат имел размеры 6,5 на 8,5 дюймов или 16.4 на 21,6 сантиметра. Остальные форматы получались путем резки целой пластины на две, четыре и так далее частей. Для использования подобных пластин фотокамера должна иметь солидные размеры, а соответствующий объектив добавлял веса. Вдобавок, из-за невысокой чувствительности фотопластинок, выдержка составляла несколько минут, поэтому для получения четкого изображения необходимо было установить камеру на надежный, массивный штатив. Все вместе имело значительный вес объем и стоимость.

Поездка не состоялась, но Истман увлекшись фотографией, поставил себе целью максимально упростить и удешевить процесс фотосъемки. Он скупил всю имеющуюся литературу, занялся ее изучением и сам много экспериментировал. В результате удалось заменить коллодионный процесс нанесения эмульсии на стеклянные пластины на новый желатино-серебряный процесс, который позволил заготавливать фоточувствительные пластины впрок и использовать их по мере необходимости. Ему также удалось создать машину для нанесения фотоэмульсии на фотопластинку для того, чтобы исключить ручной труд и повысить производительность. Все это позволяло избавиться от необходимости таскать фото палатку на съемку, а также позволяло изготавливать сухие фотопластины в промышленных масштабах. Вскоре была зарегистрирована и открыта фирма «Компания сухих пластинок Истмена» Eastman Dry Plate Company по производству сухих фото пластин. Производство стало успешным, но стеклянные пластинки обладали недостатком, они были хрупкими и имели большой вес. Пришлось думать об их замене. После многочисленных попыток нанести фоточувствительный слой на бумагу была создана фоточувствительная пленка, приклеенная к бумаге, намотанная в рулон на катушку. Такую пленку можно было использовать в большинстве фотоаппаратов, но спрос на нее вначале был невысоким поскольку фотографы не спешили переходить на новый фотоматериал. Чтобы увеличить спрос на пленку в компании «Истман Кодак» решили увеличить количество фотографов и для этого разработали недорогую компактную фотокамеру под рулонную пленку.  Такая камере появилась в 1888 году.

Фотокамера Кодак №1
Первая камера Кодак в комплекте с принадлежностями

 Камера имела вид небольшого деревянного ящика и имела размеры 6 дюймов в длину, 3.5 дюйма в ширину и 4 дюйма в высоту, что составляет (152,4 мм в длину, 88.9 мм в ширину и 101,6 мм в высоту). Она имела деревянную конструкцию, двух линзовый объектив и кассету на 100 снимков. На передней стенке коробки был установлен объектив с фиксированным фокусным расстоянием и фиксированной диафрагмой. Затвор объектива позволял производить выдержку при съемке 1/25 секунды

Кассета с пленкой для Кодак 1
Камера Кодак с кассетой для роликовой пленки

Остальные элементы управления: тросик взвода затвора, кнопка спуска затвора и ручка перемотки пленки находились на других боковых стенках фотокамеры.  У фотокамеры была одна единственная выдержка 1/25 и три элемента управления: взвод затвора, перемотка кадра и спуск затвора. Для получения снимка нужно было направить объектив на объект, нажать на спуск, перемотать кадр для следующего снимка и взвести затвор.

Еще одним революционным элементом фотокамеры была сменная кассета для рулонной фотопленки. Она была деревянной и позволяла установить рулон фотопленки на 100 кадров размером 6 дюймов. Кадрирующая рамка в виде отверстия круглой формы и диаметром 6 дюймов была установлена на передней стенке кассеты. Замена кассеты была возможна только в темноте, поэтому фотографу приходилось после экспозиции всей пленки по почте отсылать камеру на фирму изготовитель. Там пленку, извлекали, проявляли, печатали фотографии, заправляли в камеру новую пленку, а потом отправляли владельцу камеры вместе с распечатанными снимками. Объектив камеры позволял получать резкие изображения с расстояния 2.5 метра и до бесконечности. Ширина пленки, установленной в камеру составляла 7 см, что позволило получать круглые изображения диаметром 6,4 см и печатать их контактным способом. Простота конструкции камеры и простота съемки способствовала распространению камеры среди любителей фотографии, однако цена которая составляла 25 долларов и слишком длинный рулон пленки на 100 кадров, не смогли сделать эту камеру подлинно «народной». Главным результатом появления первой камеры «Кодак» является рождение любительской фотографии, которая стала показывать окружающую жизнь глазами обыкновенных людей.

Джордж Истман на пароходе с камерой
Джордж Истман на корабле со своей камерой

 Народной стала камера, которая появилась в 1900 году и называлась Brownie 1. В этой камере вместо ролика с пленкой в кассету вставлялась специальная катушка на которую была намотана пленка, приклеенная к широкой черной бумаге. Бумага была длиннее и шире пленки, поэтому защищала пленку от света Для заправки пленки не требовалось специальных мер защиты. Длинный конец бумаги позволял установить катушку с пленкой в фотоаппарат на свету, закрепить конец за внутреннюю катушку, закрыть фотокамеру и промотать пленку до первого кадра. Для определения номера кадра на внешней стороне бумаги печатался номер, а небольшое окошко на задней стороне камеры позволяло увидеть этот номер на бумаге. Ширина пленки была 6.3 см, а ширина бумаги 7 см. Годом позже появляется камера Brownie 2 которая имела более широкий кадр размером 6 на 9 см, поэтому на такой катушке умещалось восемь кадров. Фактически такая катушка с пленкой стала эталонной для широкоформатных камер и в этом виде сохранилась до наших дней. Корпус камеры изготавливался из прессованного картона оклеенного кожзаменителем. Поскольку предполагалось основную прибыль получать от продажи и проявки фотопленок, то для формирования армии фотолюбителей цена такой камеры Brownie 1 составляла 1 доллар а цена Brownie 2 2 доллара.  Отснятую пленку уже не нужно было отправлять по почте, а можно было сдать в ближайшую фотолабораторию и получить готовые фотографии. С этого момента и началась бюджетная фотография, которой мог заняться любой желающий

Фотокамера Кодак Брауни №2
Камера Brownie 2
Камера Кодак №2
Одна из моделей камеры Brownie 2

            Камера Brownie 2 в разных моделях просуществовала до шестидесятых годов прошлого века и стала основой  целого направления простейших среднеформатных фотоаппаратов которое получило название бокс камера. Они имели такие же небольшие размеры и вес, простейшее управление и минимальную цену. Например в СССР подобная камера появилась в 1968 году и называлась «Этюд» имела формат кадра 6 на 9 см. Имелась возможность установить два значения выдержки и три значения диафрагмы.

Коротко подведем итоги.

Фотография по-настоящему стала массовой только после перехода на «сухой процесс» изготовления фоточувствительных материалов и создания фотопленки, намотанной на катушку. Формат пленки для камеры Brownie стал стандартом для среднеформатных фотоаппаратов, в последствии стал называться форматом 120 и благополучно дожил до наших дней.

Возникновение любительской фотографии стало возможным после создания малогабаритной камеры Brownie 2, при создании которой были реализованы главные принципы успешной торговли. Эти правила можно уложить в несколько формул.

Во первых, пользователь не обязан знать ничего о физических принципах фотографии, способах управления экспозицией, фокусировке и способах получения готовых фотографий.

Во вторых, выполнение нескольких простейших инструкций гарантирует получение снимков определенного качества.

В третьих, обслуживание камеры сводилось к замене отснятой пленки, а для обработки отснятых пленок была создана сеть фотолабораторий.

В четвертых, массовый спрос на фотопленку стал возможен только после формирования рынка потребителей. Для этого была проведена акция по демпинговым ценам фотоаппаратов, использующих эту пленку.

Камеры Brownie 2 были рассчитаны на начинающих и их возможности были ограничены, поэтому продвинутые фотолюбители в дальнейшем переходили на более сложные фотокамеры которые также предлагались фирмой «Eastman Kodak», а они уже продавались по другой цене.

Портрет на пленере
Портрет на пленере

Дальнейшее развитие бюджетная фотография получила в малоформатных камерах, использующих узкую 35мм пленку, но об этом в следующей статье.

Все фотографии в этой статье взяты из открытых источников, используются исключительно в качестве иллюстраций и не преследуют коммерческих целей.

Со всеми материалами, использованными при создании этой статьи можно познакомиться в группе «Бюджетная фотография» https://vk.com/budgfoto_ru

Text.ru - 100.00%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.