Бюджетная фотография вчера, сегодня, завтра. Часть вторая «малоформатные камеры ».

Это вторая часть серии статей о истории бюджетной фотографии. В первой части рассмотрено как возникла бытовая фотография, и в частности, любительский средний формат.Во второй части рассмотрим как развивалась черно-белая малоформатная бюджетная фотография.

Искусство, рожденное кинематографом.


Как известно, широкоформатная фотография родилась раньше кинематографа. В то же время малоформатную пленку шириной 35 мм сначала применили в кинематографе. Впервые такую пленку Eastman Kodak, разрезрезанную вдоль, использовал в своем прототипе кинокамеры Уильям Диксон, который работал в лаборатории Томаса Эдисона. Чуть позже такую же пленку использовали в своей камере братья Люмьер. В 1896 году компания Eastman Kodak стала выпускать пленку для производства кинофильмов. Главной отличительной чертой такой пленки являлось наличие прямоугольной перфорации по краям пленки.
Прежде чем рассмотреть причины появления перфорации на пленке, рассмотрим как получается движущиеся изображение на экране. Все дело в свойстве человеческого глаза которое называется умным словом  персистенция
. Это слово обозначает инерцию человеческого зрения благодаря которой несколько сменяющихся изображений на экране, в голове сливаются в одно единое движение. При этом глаз не замечает смены изображений. Механизм получения этого эффекта достаточно простой. Зрителю показывают кадр со снятым изображением. После этого перекрывают изображение в проекторе с помощью «крыльчатки» обтюратора. Человеческий глаз какое-то время помнит изображение. В течение этого времени кадр в проекторе заменяется на следующий и изображение открывается. За счет инерции зрения для глаза в новом кадре все неподвижные предметы будут выглядеть точно также, а объект изменивший свое положение воспринимается как движущийся. При определенной скорости пленки движение воспринимается как непрерывное. При этом пленку не обязательно передвигать плавно. Достаточно перемещать рывками на один кадр, закрывая на момент смены изображения окошко проектора с помощью крыльчатки обтюратора. Непрерывную протяжку пленки и синхронизацию с вращением крыльчатки обтюратора удобно делать с помощью зубчатых колес, которые входят в отверстия перфорации пленки и перемещают ее на величину шага зубчатого колеса. Именно так и появилась перфорация по краям пленки.
Таким образом, необходимость появления перфорации на кинопленке объясняется несколькими причинами. Во-первых нужен контроль протяжки пленки на один кадр как в процессе съемки, так и в процессе просмотра. Это легко сделать с помощью зубчатого колеса, которое считает нужное число отверстий и останавливает пленку. Это важно как при съемке так как при этом движение раскладывается на отдельные кадры, так и при просмотре, когда движение собирается с помощью обтюратора. Для точного позиционирования каждого следующего кадра относительно окна объектива проектора, нужно протянуть пленку на одно и то же число отверстий перфорации. Это можно сделать измерением угла поворота зубчатого колеса.Таким образом, наличие перфорации позволяет контролировать скорость перемещения пленки, позиционировать кадр перед объективом проектора и синхронизировать его с моментом перекрытия крыльчаткой обтюратора.
Появление 35мм кинопленки с перфорацией привлекло внимание конструкторов фотоаппаратов, поскольку позволяло создать малогабаритную фотокамеру, которую можно поместить в карман. Уменьшение размера кадра позволило увеличить количество снимков на пленке в три, четыре раза по сравнению со среднеформатными камерами. Первые малоформатные фотоаппараты начали появляться уже начиная с 1912 года, но особого коммерческого успеха они не имели. Это объяснялось несколькими причинами. Во-первых низкая чувствительностью фотоэмульсии пленки позволяла производить съемку только при хорошем освещении. Во вторых, из-за размеров кадра 18х24 мм или 24х36 мм снимки нельзя было печатать контактным способом как среднеформатные и приходилось изобретать способы увеличения снимков для печати. Для печати фотографий потребовалось сконструировать фотоувеличитель. Первые полноценные фотоувеличители появились позже одновременно с изобретением химического способа проявления изображения на бромосеребряной фотобумаге. В третьих, увеличение снимков приводило к тому, что на изображении становились видны отдельные частицы серебра в виде точек-зерен, в проявленном слое. При печати с широких пленок и печати со стеклянных пластинок этот эффект не проявлялся поскольку размер снимка был значительно больше размеров частиц серебра в эмульсионном слое. Конструкция новых камер тоже еще не была окончательно отработана, поэтому фотографы не слишком стремились перейти на новую технику.
Революцию в мире малоформатных фотоаппаратов произвел немецкий механик Оскар Барнак, который создал семейство малоформатных фотокамер Leica. Фотокамера Leica стала идеалом малоформатных камер и источником поклонения для многих фотографов мира. Название Leica в качестве обозначения марки фотоаппарата является сокращением от названия фирмы Ernst Leitz GmbH, в которой она была создана. Leitz Camera (камера Лейтца).
Существует историческое предположение о том, что прототипом малоформатной фотокамеры Лейка стал аппарат для оценки экспозиции для съемки кинофильмов. Согласно этой версии, для установки правильной экспозиции съемке была создана специальная камера. В эту камеру заправляли небольшой кусок кинопленки и экспонировали ее по кадрово, используя то освещение, которое будет установлено при съемке фильма. Метод пробной съемки позволял точно определить экспозицию, необходимую для качественной съемки всего фильма. При пробной съемке делают несколько снимков одной и той же сцены с разной экспозицией. После проявки пленки выбирают кадры с лучшей экспозицией. Это позволяет уменьшить количество брака при съемке кинофильма.
Вторым создателем фотокамеры Лейка является инженер оптик Макс Берек. Он занимался разработкой оптики для новой фото камеры.
Результатом общей работы стало создание малогабаритной легкой фотокамеры, которая использовала 35мм фотопленку на 36 кадров размером 24х36мм. Она имела шторно-щелевой затвор, который впоследствии стал основным типом затвора для фотоаппаратов. Этот тип затвора дожил до наших дней и сегодня используется во многих цифровых камерах. В первых моделях объектив намертво устанавливался в корпусе фотоаппарата. В более поздних модификациях объектив стал устанавливаться в камеру с помощью резьбы. Это позволило устанавливать объективы с разным фокусным расстоянием, что превратило фотоаппарат в универсальную системную камеру. В конструкции фотокамер Leica было применено много разработок, которые были запатентованы и стали эталонными для других разработчиков фотокамер. Например резьбовое соединение М39х1 с диаметром резьбы 39мм и шагом 1мм стало стандартом для всех объективов дальномерных фотоаппаратов. Первая резьбовая камера Leica II была выпущена в 1932 году.
Эта модель была настолько удачной, что стала базовой не только для следующих моделей, но и породила большое количество камер-клонов во всем мире. Дальнейшее развитие и совершенствование конструкции фотоаппарата привело к тому, что камеры Leica стали самыми популярными, а их название «лейка»стало нарицательным обозначением фотоаппарата. Многие известные фотографы, например Анри Картье-Брессон, пользовались надежной, малогабаритной и неприхотливой камерой, позволяющей делать качественные снимки не привлекая внимания окружающих.

Фотокамера Leica II
Фотокамера Leica II

В СССР история малоформатных пленочных фотоаппаратов началась в начале тридцатых годов девятнадцатого века. В это время в СССР началась индустриализация. Были поставлены задачи в короткое время построить собственную промышленность, позволяющую избавиться от иностранной зависимости во всех областях производства. Одной из таких важных задач стало производство малоформатных фотоаппаратов. Для этого сначала нужно было построить завод, полностью оснащенный высокоточным оборудованием, для производства комплектующих и сборки фотоаппаратов. Такой завод был построен в 1933 году на территории детской трудовой коммуны имени Ф.Э. Дзержинского. Успех этого строительства определялся не только энтузиазмом его строителей, но и тем, что трудовая коммуна создавалась под патронажем НКВД, что гарантировало ответственное отношение к скорости и качеству строительства. В качестве прототипа для фотоаппарата была выбрана модель Leica II, которая вышла на рынок в 1932 году и была самой совершенной на тот момент времени. О важности задачи создания базы для производства фотоаппаратов говорят следующие факты. Во-первых, для помощи в освоении производства были привлечены специалисты фирмы «Лейка». Во вторых, в Харькове при институте метрологии было создано конструкторское бюро для отработки конструкции и создания документации для производства. В третьих, Ленинградский оптико-механический завод в 1933 году направил своих специалистов для отработки технологии сборки фотоаппарата. Результатом этой работы стало создание одного из самых массовых профессиональных аппаратов в СССР-фотоаппарата ФЭД. ФЭД расшифровывается как Феликс Эдмундович Дзержинский в честь создателя трудовой коммуны.

Фотоаппарат ФЭД

Первые камеры были собраны уже в 1934 году. Технологичность конструкции позволила производить огромное, по тем временам, количество фотоаппаратов, например к 1938 году было выпушено уже 25000 штук. Из-за высокой цены, в 1936 году ФЭД стоил 881рубль, фотоаппарат первоначально был по карману профессиональным фотографам, организациям и немногим энтузиастам. В дальнейшем отлаженная технология и наличие конструкторской документации позволила в разное время освоить производство фотоаппаратов ФЭД на других предприятиях СССР. Подобный фотоаппарат выпускался на Красногорском механическом заводе. Там он производился под названием Зоркий, и в период с 1948 по 1956 годы был самым распространенным любительским фотоаппаратом в Советском Союзе.

Фотокамера Зоркий 6
Фотоаппарат Зоркий 6

Примечательно, что фотоаппарат «Зоркий» стал базовым для создания одного из самых известных советских зеркальных фотоаппаратов «Зенит».

Фотоаппарат Зенит Е
Фотоаппарат Зенит-Е с объективом Индустар

Массовое производство фотоаппаратов позволило снизить розничную цену. Так например в шестидесятые годы фотоаппарат «ФЭД» стоил 40 рублей, но для массового потребителя это было дорого. Требовался бюджетный фотоаппарат, такой же, каким в свое время стал фотоаппарат «Brownie 2»

Первым бюджетным фотоаппаратом в СССР стал фотоаппарат «Смена». Попытки создания бюджетного малоформатного фотоаппарата, использующего перфорированную пленку 35мм, были предприняты на заводе ГОМЗ в Ленинграде. Сначала появился детский фотоаппарат «Лилипут» выпущенный в 1937 году, а затем «Смена» в 1939. В этих фотокамерах применялся бакелитовый корпус и бескассетная заправка пленки. Фотоаппарат «Смена» имел выдвигающийся шкальный объектив, два значения диафрагмы, два значения выдержки и рамочный видоискатель. Выдвигающийся объектив копировал конструкцию широкоплёночного фотоаппарата. Габаритные размеры в сложенном виде 110х60х30 и небольшой вес 220 грамм делали фотокамеру карманной. К сожалению скромные возможности, по сравнению с выпускавшимися в то время фотоаппаратами, использующими фотопластинки, а также начало войны в 1941 году положили конец выпуска этой модели.
Новая страница в истории фотоаппарата «Смена» была открыта в 1952 году, когда появилась новая модель фотоаппарата со старым названием. Этому предшествовало несколько важных событий. В 1945 году закончилась Вторая Мировая война. В конце войны лидеры «большой тройки» стран антигитлеровской коалиции на Ялтинской и Подсдамской конференциях обсудили послевоенное переустройство Германии и возможное возмещение материального ущерба, нанесенное другим странам. Согласно договоренностям, принятым на них, по репарациям с ноября 1946 года по март 1947 были демонтированы и отправлены в СССР фабрики завода Карл Цейс Йена. В то же время в СССР сроком на пять лет были депортированы несколько сотен ученых, технических специалистов и руководителей этих предприятий для монтажа и ввода в эксплуатацию вывезенного оборудования и организации производства. Сначала, как и в Германии предполагалось сосредоточить все оборудование в одном месте, но потом от этого отказались и распределили на разные предприятия СССР. Оборудование было направлено на Ленинградский, Изюмский, Красногорский, Шосткинский и Киевский заводы, а вместе с ними и около 300 немецких специалистов. Началось возрождение и развитие советской оптической и фотографической промышленности. В результате этих событий на заводе ГОМЗ в Ленинграде и появилась новая камера «Смена». Судя по качеству проработки конструкции и вниманию к мелким деталям, нет никаких сомнений, что к ее созданию приложили руки немецкие инженеры и использовалась немецкая техника.

Сведений об истории создания первого советского бюджетного фотоаппарата не сохранилось, но при изучении конструкции фотокамеры «Смена»можно сделать несколько интересных выводов.

Фотоаппарат Смена
Фотоаппарат Смена послевоенный.


Во-первых, корпус из карболита. Карболит это первый синтетический полимер на основе фенола, который был создан в России в 1914 году. Аналогом карболита на западе является бакелит. Название карболит от слова «карболка» так называли фенол. Главная особенность карболита это химическая и водостойкость, твердость и хорошая способность к механообработке. Все это позволило создать уникальный эргономичный корпус, из двух частей со скошенными гранями. Внешние поверхности каждой половинки корпуса имеют имитацию тиснения кожи. Это позволило увеличить жесткость конструкции, уменьшить объем корпуса и обеспечить надежность удержания фотокамеры в руках. Благодаря механической твердости материала корпуса, все металлические узлы фотоаппарата установлены либо на резьбовое соединение либо с помощью клепки. Важная особенность конструкции в том, что объектив фотоаппарата установлен на корпус с помощью квадратной переходной пластины. Такое решение позволяет юстировать объектив в процессе установки на пластину и не заботиться об этом при установке в корпус фотокамеры. Подобное решение встречалось в объективе Tessar 4,5/13,5cm Carl Zeiss Jena (Germany, 1930)

Объектив Tessar 4,5/13,5cm Carl Zeiss Jena
Объектив Tessar 4,5/13,5cm Carl Zeiss Jena (Germany, 1930)

Еще одной особенностью конструкции является то, что все элементы управления являются металлическими и имеют защитное покрытие. Надписи на объективе нанесены методом гравировки и заполнены контрастной краской. Такое решение исключает стирание краски при эксплуатации и ранее применялось в конструкции камеры Leica II. Новая камера получила, шкальный объектив с центральным затвором лепесткового типа, оптический видоискатель, широкое значение выдержки и диафрагмы. Двух кассетная зарядка фотопленки и стандартный размер кадра 24*36 мм. Фотоаппарат имел габаритные размеры 120х75х60 мм и массу 300 г. Корпус фотокамеры, а также крепежный винт чехла фотоаппарата имеют стандартное отверстие размером 3/8 дюйма для крепления к фото штативу.
Защитный футляр тоже имеет несколько особенностей. Весь футляр сделан из кожзаменителя за исключением части, которая закрывает объектив. Она сделана из кожи. Очевидно, что кожзаменитель нельзя формовать под прессом, а кожу можно. Примечательно, что крепежный винт в футляре сделан также как в более дорогих дальномерных фотоаппаратах. Крепежный винт имеет дополнительную резьбу для крепления камеры вместе с футляром на штатив. Этот винт можно использовать в качестве переходника.

Чехол для фотоаппарата Смена
Чехол для фотоаппарата

Главным отличием, которое делает этот фотоаппарат истинно народным и бюджетным, является небольшой карман на задней стенке футляра в который можно убрать записи режимов фотосъемки или заначку.

Секретный кармашек
Потайной кармашек.

Первая модель фотоаппарата «Смена» стала настолько удачной, что ее выпускали не только на заводах СССР, но также она удостоилась чести выпускаться в КНР. Видимо братскому народу была передана документация.

Китайский фотоаппарат Смена
Китайский фотоаппарат Смена

Все это позволило фотоаппарату «Смена» в короткое время стать настоящим народным, бюджетным фотоаппаратом. Его часто дарили детям и использовали в качестве учебного в фото кружках, поэтому для многих фотографов он стал пропуском в большую фотографию. В шестидесятые годы было не так много развлечений, поэтому по выходным было принято всей семьей выходить на прогулку и фотоаппарат «Смена» позволял разнообразить такие вылазки, оставляя память о них.

ВДНХ 1962 год
ВДНХ

Ни одно семейное событие не обходилось без фотосъемки. Благодаря этому сегодня можно заглянуть в то время.

Ногинск 1962 год.
Дети с мороженым

Очень важным моментом в обеспечении широкой популярности фотоаппарата «Смена» стало обеспечение стабильной цены, поэтому единственным способом увеличить цену стал ежегодный выпуск новых моделей. Можно сказать, что фотоаппарат «Смена» стал своеобразным полигоном для апробации новых идей и новых моделей фотоаппаратов. Так, например, начиная с модели «Смена 5» на левой стороне корпуса появился выступ для улучшения хвата при съемке. От этого решения потом отказались, но оно появилось уже в цифровых камерах, в которых из-за увеличения размеров и веса объектива делают выступ на корпусе камеры для удобства удержания фотокамеры. Другим ярким примером является серия фотоаппаратов «Смена 11, 12, Е», которые имели в своем составе экспонометр, что позволяло сделать процесс съемки полностью автоматическим. Эти модели практически стали прототипом будущих «мыльниц».

Самой распространенной и самой успешной бюджетной моделью фотоаппарата для начинающих фотолюбителей стала «Смена 8М». Эта модель вошла в книгу рекордов Гиннеса, как самая выпускаемая и самая бюджетная модель фотоаппарата. С 1970 по 1990 годы таких фотокамер выпустили более двадцати одного миллиона штук.
Посмотрим какие особенности конструкции позволили в течение длительного времени удерживать стабильный интерес фотолюбителей к этой модели фотоаппарата.

При первом же взгляде на камеру становится ясно, что корпус фотоаппарата стал более лаконичным. Обычная коробка в виде прямоугольного параллелепипеда, на которую установлен объектив. Корпус фотоаппарата «Смена 8М», так же как и корпус фотокамеры «Смена» изготовлен из черного карболита. Для того чтобы облегчить корпус его стенки сделаны значительно тоньше. Для сохранения жесткости конструкции пришлось предусмотреть дополнительные ребра в стенках корпуса.

Фотоаппарат Смена 8М
Смена 8М

Для удешевления конструкции отказались от оптического видоискателя и выполнили его в виде рамочного, у которого передняя и задняя рамки закрыты защитным стеклом. Достоинством такого решения является отсутствие параллакса между изображением в видоискателе и кадровым окном. Следующей особенностью конструкции фотоаппарата является объектив. Сам по себе это трех линзовый анастигмат, основные узлы которого изготовлены и латуни. Внешнее обрамление изготовлено из алюминиевого сплава, что позволило, во-первых, облегчить конструкцию объектива, во вторых избежать необходимости нанесения защитного покрытия. Матовая поверхность объектива позволила сократить затраты на гравировку надписей на объективе. Все необходимые значки наносились с помощью краски. Широкая оправа объектива позволила нарезать резьбу под стандартные светофильтры Сп М43х0.75.
В итоге при сохранении общих габаритных размеров удалось уменьшить общий вес на несколько десятков грамм. Фотоаппарат «Смена 8М» имел размеры и вес 115*80*60мм 260, а «Смена» 120х75х60 мм и массу 300 г.

Фотоаппарат Смена 8М внутри
Смена 8М внутри

Отметим основные конструктивные особенности, которые сделали фотоаппарат «Смена 8М» самым привлекательным для обучения начинающих фотолюбителей и массовых пользователей. Первой и самой главной особенностью является наличие всех основных управляющих инструментов для настройки экспозиции и вспомогательных узлов, которые имеются у всех профессиональных фотоаппаратов.  К таким инструментам и узлам можно отнести кольцо установки диафрагмы, кольцо установки выдержки, шкалу глубины резкости, гнездо синхронизации фотовспышки, разъем для установки фото дальномера или фотовспышки, головка обратной перемотки пленки и другие. Кроме того для упрощения использования фотоаппарата неподготовленными пользователями были нанесены альтернативные шкалы. Так, например, предлагалось вместо установки диафрагмы, устанавливать значение фоточувствительности использованной пленки, которой соответствовало значение диафрагмы, оптимальной при данном значении чувствительности. Такая шкала наносилась там же, где и шкала диафрагмы. В качестве альтернативы шкале выдержек использовалась шкала погоды. Наконец в качестве альтернативы установки расстояния до объекта использовались пиктограммы соответствующих сцен.

Шкала светочувствительности пленки
Шкала светочувствительности
Смена 8М альтернативные шкалы
альтернативные шкалы

Все эти детали позволили на долгие годы обеспечить популярность и спрос фотоаппарата «Смена 8М», что обеспечило возможность сделать эту модель самую продаваемую во всем мире. Фактически она стала самой бюджетной фотокамерой СССР.

Обратной стороной массового производства фотоаппаратов девяностые годы стало насыщение рынка фотоаппаратов для фотолюбителей. В 1998 году в СССР наступил экономический кризис, который привел к распаду СССР и практической ликвидация фото промышленности. К этому времени на рынок хлынули доступные цветные фотоматериалы и дешевые автоматические фотоаппараты из-за рубежа. В продуктовых магазинах стали массово открываться автоматические фотолаборатории для обработки пленок и печати цветных фотографий. Все это стало причиной резкого спада массового интереса к черно-белой фотографии в конце девяностых годов. Массовая бюджетная фотография стала цветной, а вся классическая пленочная фототехника переместилась на рынки и барахолки или осела на чердаках и в чуланах.
Выводы:
Фотография родилась из кинематографа и стала самостоятельным видом искусства.

Бюджетная фотография привязана к быту и к текущему моменту, поэтому позволяет сохранить неповторимый дух времени.

Самой удачной и известной малоформатной фотокамерой девятнадцатого века стал фотоаппарат Leica II.

Значительный вклад в становлении советского фото производства внесли специалисты фирмы «Лейка» и специалисты фирмы «Карл Цейс».
Самой выпускаемой моделью бюджетных фотоаппаратов стал фотоаппарат «Смена 8М».

В следующей части посмотрим как бытовая бюджетная фотография в начале двухтысячных годов стала цветной.

Большинство используемых фотографий принадлежат автору. Остальные получены из открытого доступа и используются в качестве иллюстраций. Все дополнительные материалы, использованные при создании статьи можно найти в следующей группе.

Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.