Эта статья является третьей в серии статей о съемках на выставках. Первая и вторая статьи рассматривали что интересного можно увидеть на выставке кроме экспонатов. В репортаже с выставки песчаных скульптур приводится пример съемки. В этой статье рассмотрим основные задачи и способы их решения, возникающие при съемке экспонатов на выставке.
В зависимости от тематики выставки съемка экспонатов может включать в себя съемку интерьеров, скульптур и статуй, технических установок, предметную съемку, макросъемку, съемку движущихся предметов и многое, многое другое. Каждый вид съемки требует применения разных приемов работы, разных приспособлений, оптики и оснастки. Съемка экспонатов и предметов на выставке позволяет тренировать соответствующие навыки.
В первой части статьи мы начинали рассмотрение со съемки общих планов и видов. Во второй со съемки крупных групп и собраний. В третьей тоже начнем с самых крупных экспонатов. Это могут быть, например, специализированные аппараты и установки. Они, как правило, имеют большие размеры и размещаются на небольших площадках, что приводит к скученности и трудности передачи общего вида. При съемке таких объектов придется использовать широкоугольный объектив с переменным фокусным расстоянием. Накамерную вспышку использовать не удастся, поскольку она не сможет на небольшом расстоянии осветить пространство в широком угле, поэтому придется использовать местное освещение, а его всегда не хватает, следовательно придется поднять чувствительность или использовать фото штатив. Кроме того, при съемке с широким углом появятся перспективные геометрические искажения, которые можно исправить либо применением специального тилд-шифт объектива, либо путем соответствующей коррекции при обработке в фотошопе.
На следующем кадре продемонстрирована попытка осветить с помощью накамерной вспышки большое пространство на коротком расстоянии. Отчетливо видно, что сильно освещена центральная часть кадра и значительно слабее верхняя и нижняя часть.
На тематических выставках, представляющих промышленное оборудование очень часто представляют сложные технические установки. Съемка крупных объектов со множеством трубок, патрубков, сочленений, переплетений, повторяющихся элементов и блестящих поверхностей позволяет совершенствовать навыки построения композиции, выбора необычного ракурса, тренировать поиск ритмически повторяющихся элементов. Иногда удачное название установки может приковать внимание зрителя.
Не менее интересно снимать отдельные части и элементы установок, которые могут выступать в виде самостоятельных графических композиций. Блестящие части установок сложной формы выглядят очень интересно и необычно если на них падает свет от нескольких источников.
Ритмически повторяющиеся элементы установки, создают четкий геометрический рисунок.
Нагромождение металлических стоек и приспособлений создает впечатление механического хаоса и уважения к научным разработкам.
Обилие блестящих поверхностей придает ощущение солидности и надежности сложной конструкции.
Иногда, неожиданно, встречается экспонат результат использования которого известен каждому, но мало кто видел с помощью чего достигается этот результат.
Некоторые экспонаты редко встретишь в обычной жизни, но можно увидеть вблизи посетив специализированную выставку.
Некрупные экспонаты часто выставляют в стеклянных витринах, поэтому еще один способ съемки экспонатов на выставке это съемка через стекло. Сложность съемки через стекло заключается в том, что стекло имеет собственный оттенок цвета, стекло очень хорошо отражает свет от любых источников света. В связи с этим применение накамерной вспышки проблематично.
При съемке через стекло фокусировку необходимо производить в ручном режиме, фокусируясь на главный участок снимаемого предмета. Для уменьшения вероятности появления мешающих отражений переднюю линзу объектива камеры желательно прислонить или держать как можно ближе к стеклу витрины.
Очень часто съемка через стекло становится макросъемкой. В этом случае полезно применение штатива или хотя бы монопода и макро объектива, правда при этом на экспонате может обнаружиться пыль или жирные следы от пальцев.
Макро объектив позволит заглянуть внутрь интегральных микросхем, которые мы знаем только по внешнему виду корпуса, правда при этом на вас будут косо смотреть фирмачи, подозревая попытку похитить их главный секрет.
Съемка традиционных экспонатов интересна прежде всего возможностью выбора точки съемки так, чтобы наиболее выгодно передать форму и текстуру материала из которого изготовлен экспонат.
Некоторые экспонаты по настоящему являются прорывом в будущее.
В некоторых случаях включение в композицию дополнительных объектов позволяет получить интересный кадр.
Особый интерес представляет демонстрация экспонатов. В этих случаях могут потребоваться навыки съемки подвижных объектов
При съемке современных приборов с жидкокристаллическим экраном можно тренировать навыки съемки с одновременным применением накамерной вспышки и естественного света для того, чтобы показать и внешний вид прибора и содержимое его экрана на одном снимке.
Очень важное значение для развития фотографических навыков имеет съемка цветов. Цветочные выставки бывают в начале осени. На них можно встретить очень много сортов и видов цветов одновременно, поэтому можно использовать разные методики съемки для получения хорошего результата. Этого невозможно добиться ни в домашней студии ни на дачном участке, если только вы не являетесь цветоводом.
Основной секрет съемки цветов заключается в том, что свет на них должен падать сбоку под углом, тогда тени от лепестков покажут форму цветка.
Еще одним интересным разделом съемки на выставках является съемка песчаных и ледяных скульптур. В отличие от обычных скульптурных, такие выставки проходят регулярно и позволяют снимать объемные фигуры изучая распределение света на разных формах. Песчаные фигуры имеют значительные размеры что позволяет при съемке использовать разные объективы и выбирать подходящие ракурсы.
Выбирая отдельные части композиции и используя дополнительную подсветку можно тренировать некоторые виды портретной съемки, изучая как ложится свет на разные поверхности.
Желтый цвет песка не является помехой при такой работе, поскольку всегда можно перевести снимок в монохромный режим, и получить изображение аналогичное гипсовому.
В отличие от песчаных, ледяные скульптуры прозрачны как стекло, поэтому съемка при дневном освещении неэффективна. Как известно, стеклянные изделия снимают с использованием подсветки, поэтому ледяные скульптуры снимают в темноте, подсвечивая дополнительным источником света.
Съемка ледяных скульптур производится со штатива с минимальной чувствительностью и длинной выдержкой.
Выводы:
При съемке крупногабаритных экспонатов необходимо использовать широкоугольный объектив.
Освещение крупных экспонатов на близком расстоянии с помощью накамерной вспышки не позволяет обеспечить равномерное освещение объекта.
При съемке отдельных частей сложных установок можно получить интересные ритмические или геометрические снимки.
При съемке через стекло желательно использовать ручную фокусировку, применять монопод, использовать макро объектив.
Съемка обычных экспонатов может превратиться в тренировку по предметной съемке и поиску интересных ракурсов съемки.
Внимательность и быстрая оценка ситуации позволит получить интересные динамичные кадры.
Наличие большого количества разнообразных современных приборов позволяет отрабатывать навыки их эффектной съемки.
Посещение выставки цветов позволяет снять огромное количество цветов разных сортов и разной формы. При съемке цветов для хорошей передачи формы важно обеспечить боковое или угловое освещение.
Съемка песчаных скульптур позволяет совершенствовать навыки по изучению освещения человеческой фигуры.
Съемка ледяных скульптур позволяет совершенствовать навыки съемки в темноте и пробовать приемы съемки стеклянных изделий на крупных объектах.
Рассмотренные выше примеры не являются исчерпывающими, но могут придать дополнительную осмысленность и интерес к посещению любой выставки, какую бы тематическую направленность она не имела.
В ближайшее время будет опубликован репортаж о чемпионате по скульптуре из песка 2016 г.«Волшебный мир песка» в музее-заповеднике «Коломенское» .