Данная статья открывает страницу о секретах съемки натюрмортов. Она посвящена особенностям съемки белых цветов.
Мало кто из людей, держащих в руках фотокамеру, избегал искушения сфотографировать цветы. Это объясняется прежде всего их красотой, совершенством, разнообразием форм, доступностью, отсутствием каких либо капризов при съемке. К тому же цветы очень быстро вянут, поэтому хочется сохранить их неповторимый облик. Любой, кто пытается снимать белые цветы, сталкивается с определенными проблемами. Главная трудность заключается в том, что белые поверхности отражают любой падающий свет, поэтому если вы хотите получить хорошую детализацию цветов, то придется прикрыть диафрагму камеры, но при этом окружающая обстановка погрузится во тьму. При установке экспозиции для правильной передачи деталей сцены белые цветы окажутся пересвечены. Другой особенностью предметов белого цвета является то, что рядом с ними предметы любых других цветов становятся более яркими, а белый предмет при этом приобретает оттенок цвета предмета, находящегося рядом.
Рассмотрим некоторые особенности построения натюрморта с использованием букета белых цветов.
Выбор цвета фона.
Не секрет, что фон может активно взаимодействовать с предметной средой изменяя общий вид фотографии. Предположим, что у нас есть снимок букета белых цветов у которого можно изменять яркость, цвет, насыщенность фона. Посмотрим как будет меняться общий вид фотографии.
Сначала посмотрим как будет выглядеть букет белых цветов на цветном фоне.
Несложно заметить, что при использовании цветного насыщенного фона цветы отступают на задний план, а более яркий фон влезает на передний план. Цветы визуально приобрели оттенок фона.
Теперь посмотрим как будут взаимодействовать белые цветы с темным или светлым фоном. Сделаем фон сначала черным, а затем серым.
Сравнивая эту пару снимков можно заметить, что самый контрастный снимок получается на черном фоне, однако цветы выглядят словно приклеенные к фону. Наоборот на светлом фоне предметы выглядят объемно, выступая на передний план. Поскольку серый цвет является одной из градаций яркости белого света, являясь составляющей светотеневого рисунка, серый фон является идеальным для съемки белых цветов.
Выбор цвета переднего плана.
Точно так же общее восприятие снимка белых цветов зависит от цвета переднего плана. Если он яркий, насыщенный, то он направляет все внимание на себя. Приглушенные сероватые тона хорошо гармонируют с белыми цветами, а сам букет белых цветов становится более насыщенным.
Лучше всего для букета белых цветов подошел серебристо-серый фон.
Выбор композиции и освещения.
Если разместить букет цветов в центре кадра, то получим симметричную статичную законченную композицию, которая исключает переключение взгляда для изучения деталей, поэтому такую композицию взгляд покинет быстро. Если сместить букет относительно центра, то для сохранения равновесия придется ввести в кадр еще несколько предметов. Для простоты композиции используем хрустальный графин c крышкой. Они хорошо подходят по размерам и фактуре материала.
Для освещения цветов удобно использовать естественный свет который является идеальным осветителем. Он позволяет хорошо выявить форму и текстуру цветов. В статье о съемке значков и монет было замечено, что наилучший эффект для выявления микрорельефа при съемке дает боковой скользящий свет. При съемке цветов с мелкими лепестками боковой или задне боковой свет дает возможность передать мелкие детали лепестков, но если при этом не принять специальных мер на противоположной стороне букета образуется густая тень. Такими мерами может стать установка отражателей на теневой стороне букета. Отражатели могут быть белыми или серебристыми.
Отражатели позволяют не только подсветить теневые участки, но также выделить цветы с помощью контрового света. Еще одним достоинством применения задне бокового света и отражателей является возможность выделить контуры графина и вазы, а присутствие резных граней на хрустальной вазе уменьшает количество отражений от окружающих предметов. Результирующее изображение получается следующим.
Для того, чтобы еще больше оживить его и выделить цветы добавим освещение фона за цветами используя внешнюю вспышку. Результирующая схема съемки выглядит следующим образом:
Нетрудно заметить, что при съемке использовался мобильный фон и самодельные штативы в качестве держателей отражателей.
Конечный снимок выглядит следующим образом.
Выводы:
При съемке белых цветов для фона и переднего плана желательно выбирать неяркие оттенки цвета с невысокой насыщенностью цвета. Идеальный цвет — серый.
При съемке белых цветов для выделения формы или текстуры желательно использовать боковое или заднебоковое освещение.
Съемка при естественном освещении позволяет легко использовать рефлекторы и отражатели поскольку результаты их применения заметны еще до съемки.
Фотографирование белых цветов является видом съемки в котором можно без применения дополнительных источников света с помощью небольших рефлекторов или отражателей создавать необходимый светотеневой рисунок реализуя идею «рисования светом».
Следующая статья будет посвящена еще одному способу съемки белых цветов. Он называется съемкой белого на белом или съемкой в высоком ключе.
.